22 февраля 2015, 22:38
154
Ох, как неумолимо время… Оно мчится сквозь эпохи, сметая всё старое и пережитое на своём пути. Сменяются один за другим режимы и порядки, меняется мода и вкусы, изменяемся и мы с вами. В настоящий момент зачастую можно услышать, что поколение современных студентов уже не то, что раньше. Якобы, оно слишком много уделяет времени развлечениям и так мало — учёбе. Появилось даже такое выражение «поколение большого пальца» — что подразумевает собой тех, кто постоянно «сидит» в различных гаджетах. Но обоснована ли данная критика со стороны? Давайте попробуем разобраться.
Первое, что просится пламенем негодования наружу – это несогласие со стереотипом, что якобы каждое последующее поколение хуже предыдущего. Что получается, мы идём по пути регресса? Не сходится. Развиваются наука, искусство, культура, что и говорить, все сферы нашей жизни претерпевают изменения. Так же и с людьми, в том числе и студентами. Критиковать тех, кто моложе, ещё не опытен, кто только делает шаги – это, как минимум, безнравственно. Всё новое нестандартное и нетрадиционное, то, к чему мы не привыкли – не всегда является плохим. Девиантность — не всегда подразумевает опасность, за ней кроется талант и индивидуальность.
Что же изменилось в студенте за какие- то полвека? Прежде всего, современного студента и тех, кто учился в XX веке, разъединяет целая идеологическая эпоха. Мы – поколение, которое не знает комсомольских собраний, авральных поездок на картошку вместо лекций и семинаров, зачётов по политэкономии капитализма, истории КПСС и научному коммунизму. Раньше студента, который нарушил правила поведение, можно было припугнуть комсомольским выговором с занесением в учётную карточку или отрицательной характеристикой по месту будущей работы. Сегодня же такие методы, к счастью, ушли в прошлое, и современный студент — человек свободный от идеологического прессинга. Ему не надо вставлять в рефераты и курсовые работы цитаты из трудов Ленина и материалов очередного съезда КПСС.
Кстати, о рефератах и курсовых. Раньше, чтобы написать хорошую работу, необходимо было целыми днями сидеть в библиотеке и вручную переписывать необходимые тексты. Нам это представить сложно, так как, даже если мы и нашли что-то интересное не в электронном виде, достаточно достать гаджет и сфотографировать, а потом уже спокойно перепечатывать его у себя дома. А вот преподавателям нашего вуза очень понятна и близка атмосфера читального зала. Им в эпоху студенческой жизни посчастливилось наблюдать переполненные залы библиотек нашего города. Известны случаи, когда за редким материалом необходимо было ехать в Москву, и только отстояв очередь, можно было получить необходимое для своей работы. Сейчас же, благодаря развитию интернета, открылись принципиально новые возможности подготовки к занятиям и экзаменам. Современный студент в значительной мере зависит от электронных носителей информации. Но и здесь необходимо быть начеку: нельзя доверять этим носителям больше, чем своей голове. С этим связано и изменение требований преподавателя, который больше внимания уделяет не знанию текстов, дат и фамилий (как раньше), а умению анализировать факты и делать собственные выводы.
На современного студента влияет ещё и система образования у нас в стране, а именно, наличие коммерческих вузов. Раньше их не было, существовал лишь конкурсный отбор. Была цель — поступить, хорошо учиться и получать повышенную стипендию. То есть, поступали лишь лучшие из лучших, соответственно уровень знаний был выше и сравнительно выровнен, отсюда и высокая требовательность, потому что был смысл требовать. Сейчас нет такой сильной мотивации. Отдал деньги за обучение — образование получено, вне зависимости от полученных знаний. Но ведь и требования к жизни тоже изменились. Раньше, поступив в университет, ты уже практически устроился в жизни. Высокая стипендия за хорошую учёбу, наличие хорошей и длительной практики у студентов (а труд, как известно, отлично закаляет и развивает волевые качества) – всё это не требовало дополнений. Какая тенденция сейчас? Практически каждый студент задумывается о подработке и пребывает в состоянии поиска творческих прогрессивных идей. Отсюда вытекает высокая отвлекаемость от учёбы, а соответственно и не очень хорошая посещаемость. Уровень потребностей высокий, нужны денежные средства здесь и сейчас. А обучение способно дать свои плоды в виде хорошей работы лишь после окончания вуза, но это же нужно ждать. Ещё одна тенденция современного поколения — многозадачность и требование немедленного вознаграждения.
Да, студента изменяют окружающие условия, взгляды и тенденции на жизнь, но они способны затронуть любого человека, живущего в данную эпоху. Всё же сама психология студента не изменилась: они всегда были напористыми и даже дерзкими, надеялись не только на себя, но и на удачу. Вспомним хотя бы известное студенческое поверье, которое не устаревает с течением времени: в полночь, накануне экзамена нужно открыть окно, высунуть зачётную книжку и что есть силы закричать: «Халява, приди!» (или «ловись»). Остаются неизменными и различные студенческие фишки, типа, как обмануть преподавателя на экзамене, как получить допуск к зачёту без контрольной и т.д. Студент любого поколения отличается любознательностью и разносторонними интересами. Речь даже не о стихотворчестве или фотоискусстве (редкий человек не пишет стихи и не ищет красивого ракурса). Многие студенты занимаются благотворительностью: ездят в детские дома, опекают больницы и даже выступают донорами.
«Молодёжь есть молодёжь, она всегда отличалась желанием общаться, любознательностью и наличием поиска новых впечатлений!» (И.М. Четвертаков). Да, современный студент свободен от идеологического давления, но в то же время зависящий от гаджетов человек. И всё же не будем его ругать: не смотря на технологический прогресс, он всё же остаётся таким же, как и его предшественники.
Даньшина Екатерина