10 января 2017, 18:28
421

«Учиться, учиться и еще раз учиться!» — говорил Ленин. Наверняка, мало тех, кто проявляет безмерную любовь к этому процессу. На обучение мы тратим, в среднем, 15-17 лет своей жизни. И оттого, сколько знаний получаем в процессе, и какого они качества, зависит наша дальнейшая жизнь и будущий заработок!!! (я думаю, все хотят хорошо жить, вкусно кушать и отдыхать, как следует). В связи с этим, мне хотелось бы затронуть такую тему, как российское образование.

Хочется обсудить, для начала, отдельные фрагменты нашего школьного образования. Почему-то, по неизвестным на то причинам, министерство образования хочет воспитать из школьников вундеркиндов, уже с первого класса «пичкая» программы разнообразными заданиями и проектами, которые ребенок самостоятельно не в силах выполнить! Например, задание из окружающего мира за второй класс А.А. Плешакова: «Выполни рисунок «Мир глазами кузнечика». Конечно, можно сказать, что это развивает фантазию и мышление, но все же, кто мог придумать такое задание? И как до такого можно додуматься? В то время как дети ещё не научились толком писать (что уж говорить о сочинениях, да ещё подобного рода), подобные проекты выполняются, по большей части, родителями. Может, стоит задуматься, что такое обучение неэффективно и необходимо пересмотреть нашу современную систему образования.

Представляем вам на растерзание один из лакомых показательных фрагментов того, что изучают и читают в школе дети. Это отрывок из рабочей тетради по литературе для 2 класса одной из воронежских школ:

«Уплыли морские звери, а лиса шубку с себя сняла и повесила сушить на кустике, а хвост на камень положила — пусть тоже сохнет. Потом один глаз у себя вынула, на веточку повесила и сказала глазу:

— Ты смотри, чтобы шубы моей не унесли, чтобы хвоста не украли!

И легла лиса спать на солнышке. А пока лиса спала, прилетели две сороки. Видят сороки — на веточке лисий глаз висит, блестит, во все стороны смотрит. Понравился сорокам лисий глаз, схватили они его и улетели. Выспалась лиса, проснулась, шубку надела, хвост прицепила, стала глаз свой искать, а глаза-то и нет. «Вот, — думает лиса, — какой глупый глаз, — его сторожить повесили, а он и сам себя не устерег. Придется мне новый глаз искать».

И пошла лиса в лес. Шла, шла, видит — куст черники растет. Сорвала лиса самую спелую ягоду и вставила себе вместо глаза. Смотрит лиса — кругом все черно стало. Не понравилось лисе. Бросила она черничную ягоду. — Дальше пошла. На полянку вышла, а полянка вся от брусники краснеет. Выбрала лиса самую спелую ягоду, вставила вместо глаза. Посмотрела — кругом все красно стало. И брусничную ягоду бросила лиса. Дальше идет. Видит — лежит на земле льдинка. Подняла ее лиса, вставила вместо глаза — а льдинка чистая, ясная, — светло кругом стало. «Вот, — думает лиса, — какой у меня новый глаз хороший, лучше прежнего видно!» А льдинка нагрелась и стала таять. Потекли у лисы по щеке слезы. Идет лиса, а навстречу ей звери — волки, медведи. Кто лису ни встретит, всякий спросит:

— Что ты, лиса, плачешь? Кто тебя обидел?

А лиса говорит:

— Есть хочу, вот и плачу.

Ну, звери пожалеют лису и дадут ей поесть. А ей того и надо. Теперь лиса всегда досыта наедается. Потому что хитрая.»

В более старших классах, и уже во взрослом возрасте, разнообразные проекты и задания, направленные на всестороннее развитие, полезны. Посредством различных конкурсов и олимпиад развиваются разнообразные навыки, построение речи, человек учится размышлять, развивается его творческая сторона, расширяется кругозор и еще много чего. Но, если сравнивать, например, советское образование с современным, то можно заметить, что сейчас информации школьнику дается в разы больше, и по большей части, на самостоятельное обучение. Как правило, такие знания более общие, рассеянные. И как кажется, это самая большая проблема нашего образования на данный период времени.

Давайте более конкретно сравним современное образование с советским, назовем плюсы и минусы и сделаем выводы.

225298556_ed18bd93cd28bb3c0ec145d453d1bb01_800

Современное образование.

Можно выделить следующие плюсы:

  • различные варианты школьной подготовки;
  • введение новых методов контроля над оценками (единый школьный журнал или электронный дневник);
  • возможность для учителей и учеников стажировки или обмена опытом за границей;
  • возможность творческого развития личности;
  • обеспеченность современными технологиями и умение работы с ними;
  • высокое качество обучения иностранными языками.

Среди минусов можно отметить:

  • отсутствие стимула хорошо учиться;
  • чтобы сдать единый государственный экзамен, обучение заменяется тренировкой тестов, а сами тесты ЕГЭ недостаточно продуманы;
  • несовершенная система оценивания;
  • процветание и развитие коррупции во многих образовательных учреждениях;
  • недостаток квалифицированных учителей;
  • большой поток информации, который является маловажным для основного образования;
  • не ставится цель получения фундаментальных образований;
  • необходимость в репетиторах.

А теперь поговорим о системе советского образования:

  • высокая мотивированность учащихся, требовательность к образованию;
  • уважение труда учителя;
  • развитое и бесплатное внешкольное образование;
  • упор на получение фундаментальных знаний;
  • все необходимые знания получали в стенах школы, без каких-либо репетиторов.

Минусы в основном связаны с особенностями политического состояния и информационным развитием в тот период времени:

  • негативное влияние идеологии и политической борьбы на академические кадры и отдельные дисциплины;
  • ограничения на ознакомление с иностранной научной литературой и международного общения учёных;
  • сравнительно низкое качество преподавания иностранных языков;
  • деградация образования в области архитектуры, дизайна, городского планирования и другие подобные минусы.

charterschool_zps81503941.jpg~original

Если сравнивать с образованием других стран, то наиболее качественным и лучшим образованием является финляндское. Высокое качество обучения в Финляндии складывается из многих факторов. Каждый ребенок, вне зависимости от того, богаты его родители или бедны, получает бесплатное школьное образование. Все учебные заведения в любой части страны – прекрасно оснащены и оборудованы. А профессия учителя – не только престижна, но и хорошо оплачиваема. И самое главное – школьная система образования имеет большую практическую направленность, что соответствует международным нормам. Здесь ориентируются не на усвоение учениками большого объема знаний, как это происходит в России, а учат применять полученные знания и умения в жизни. При этом в Суоми не забывают, что дети есть дети, и помимо учебы они должны еще играть, бегать, гонять на велосипедах, кататься на коньках и санках, а не корпеть весь вечер над уроками. Такова формула успеха финляндского образования.

Таким образом, наше современное образование, конечно, нельзя назвать плохим, ведь много высококвалифицированных специалистов выходит из стен педагогических вузов. Но все-таки, нет предела совершенству! Вместо того, чтобы создавать и придумывать что-то новое, чтобы еще больше «загружать» детей ненужной информацией, необходимо преобразовать систему образования так, чтобы дети, прежде всего, могли успешно усвоить фундаментальные основы школьных дисциплин и повысить качество своих знаний. Прекрасным примером для нас послужит опыт других передовых стран в области образования. Ведь качественное образование — это всегда насущная проблема, от решения которой зависит наше будущее.