«Учиться, учиться и еще раз учиться!» — говорил Ленин. Наверняка, мало тех, кто проявляет безмерную любовь к этому процессу. На обучение мы тратим, в среднем, 15-17 лет своей жизни. И оттого, сколько знаний получаем в процессе, и какого они качества, зависит наша дальнейшая жизнь и будущий заработок!!! (я думаю, все хотят хорошо жить, вкусно кушать и отдыхать, как следует). В связи с этим, мне хотелось бы затронуть такую тему, как российское образование.
Хочется обсудить, для начала, отдельные фрагменты нашего школьного образования. Почему-то, по неизвестным на то причинам, министерство образования хочет воспитать из школьников вундеркиндов, уже с первого класса «пичкая» программы разнообразными заданиями и проектами, которые ребенок самостоятельно не в силах выполнить! Например, задание из окружающего мира за второй класс А.А. Плешакова: «Выполни рисунок «Мир глазами кузнечика». Конечно, можно сказать, что это развивает фантазию и мышление, но все же, кто мог придумать такое задание? И как до такого можно додуматься? В то время как дети ещё не научились толком писать (что уж говорить о сочинениях, да ещё подобного рода), подобные проекты выполняются, по большей части, родителями. Может, стоит задуматься, что такое обучение неэффективно и необходимо пересмотреть нашу современную систему образования.
Представляем вам на растерзание один из лакомых показательных фрагментов того, что изучают и читают в школе дети. Это отрывок из рабочей тетради по литературе для 2 класса одной из воронежских школ:
«Уплыли морские звери, а лиса шубку с себя сняла и повесила сушить на кустике, а хвост на камень положила — пусть тоже сохнет. Потом один глаз у себя вынула, на веточку повесила и сказала глазу:
— Ты смотри, чтобы шубы моей не унесли, чтобы хвоста не украли!
И легла лиса спать на солнышке. А пока лиса спала, прилетели две сороки. Видят сороки — на веточке лисий глаз висит, блестит, во все стороны смотрит. Понравился сорокам лисий глаз, схватили они его и улетели. Выспалась лиса, проснулась, шубку надела, хвост прицепила, стала глаз свой искать, а глаза-то и нет. «Вот, — думает лиса, — какой глупый глаз, — его сторожить повесили, а он и сам себя не устерег. Придется мне новый глаз искать».
И пошла лиса в лес. Шла, шла, видит — куст черники растет. Сорвала лиса самую спелую ягоду и вставила себе вместо глаза. Смотрит лиса — кругом все черно стало. Не понравилось лисе. Бросила она черничную ягоду. — Дальше пошла. На полянку вышла, а полянка вся от брусники краснеет. Выбрала лиса самую спелую ягоду, вставила вместо глаза. Посмотрела — кругом все красно стало. И брусничную ягоду бросила лиса. Дальше идет. Видит — лежит на земле льдинка. Подняла ее лиса, вставила вместо глаза — а льдинка чистая, ясная, — светло кругом стало. «Вот, — думает лиса, — какой у меня новый глаз хороший, лучше прежнего видно!» А льдинка нагрелась и стала таять. Потекли у лисы по щеке слезы. Идет лиса, а навстречу ей звери — волки, медведи. Кто лису ни встретит, всякий спросит:
— Что ты, лиса, плачешь? Кто тебя обидел?
А лиса говорит:
— Есть хочу, вот и плачу.
Ну, звери пожалеют лису и дадут ей поесть. А ей того и надо. Теперь лиса всегда досыта наедается. Потому что хитрая.»
В более старших классах, и уже во взрослом возрасте, разнообразные проекты и задания, направленные на всестороннее развитие, полезны. Посредством различных конкурсов и олимпиад развиваются разнообразные навыки, построение речи, человек учится размышлять, развивается его творческая сторона, расширяется кругозор и еще много чего. Но, если сравнивать, например, советское образование с современным, то можно заметить, что сейчас информации школьнику дается в разы больше, и по большей части, на самостоятельное обучение. Как правило, такие знания более общие, рассеянные. И как кажется, это самая большая проблема нашего образования на данный период времени.
Давайте более конкретно сравним современное образование с советским, назовем плюсы и минусы и сделаем выводы.
Современное образование.
Можно выделить следующие плюсы:
- различные варианты школьной подготовки;
- введение новых методов контроля над оценками (единый школьный журнал или электронный дневник);
- возможность для учителей и учеников стажировки или обмена опытом за границей;
- возможность творческого развития личности;
- обеспеченность современными технологиями и умение работы с ними;
- высокое качество обучения иностранными языками.
Среди минусов можно отметить:
- отсутствие стимула хорошо учиться;
- чтобы сдать единый государственный экзамен, обучение заменяется тренировкой тестов, а сами тесты ЕГЭ недостаточно продуманы;
- несовершенная система оценивания;
- процветание и развитие коррупции во многих образовательных учреждениях;
- недостаток квалифицированных учителей;
- большой поток информации, который является маловажным для основного образования;
- не ставится цель получения фундаментальных образований;
- необходимость в репетиторах.
А теперь поговорим о системе советского образования:
- высокая мотивированность учащихся, требовательность к образованию;
- уважение труда учителя;
- развитое и бесплатное внешкольное образование;
- упор на получение фундаментальных знаний;
- все необходимые знания получали в стенах школы, без каких-либо репетиторов.
Минусы в основном связаны с особенностями политического состояния и информационным развитием в тот период времени:
- негативное влияние идеологии и политической борьбы на академические кадры и отдельные дисциплины;
- ограничения на ознакомление с иностранной научной литературой и международного общения учёных;
- сравнительно низкое качество преподавания иностранных языков;
- деградация образования в области архитектуры, дизайна, городского планирования и другие подобные минусы.
Если сравнивать с образованием других стран, то наиболее качественным и лучшим образованием является финляндское. Высокое качество обучения в Финляндии складывается из многих факторов. Каждый ребенок, вне зависимости от того, богаты его родители или бедны, получает бесплатное школьное образование. Все учебные заведения в любой части страны – прекрасно оснащены и оборудованы. А профессия учителя – не только престижна, но и хорошо оплачиваема. И самое главное – школьная система образования имеет большую практическую направленность, что соответствует международным нормам. Здесь ориентируются не на усвоение учениками большого объема знаний, как это происходит в России, а учат применять полученные знания и умения в жизни. При этом в Суоми не забывают, что дети есть дети, и помимо учебы они должны еще играть, бегать, гонять на велосипедах, кататься на коньках и санках, а не корпеть весь вечер над уроками. Такова формула успеха финляндского образования.
Таким образом, наше современное образование, конечно, нельзя назвать плохим, ведь много высококвалифицированных специалистов выходит из стен педагогических вузов. Но все-таки, нет предела совершенству! Вместо того, чтобы создавать и придумывать что-то новое, чтобы еще больше «загружать» детей ненужной информацией, необходимо преобразовать систему образования так, чтобы дети, прежде всего, могли успешно усвоить фундаментальные основы школьных дисциплин и повысить качество своих знаний. Прекрасным примером для нас послужит опыт других передовых стран в области образования. Ведь качественное образование — это всегда насущная проблема, от решения которой зависит наше будущее.