09 ноября 2017, 20:44
361

Говоря людям, что ты тьютор, в ответ получаешь недоумевающий взгляд и различного рода вопросы: «А кто это? Зачем? Чем занимаются такие люди?». Такое нововведение появилось в вузе только в новом учебном году, и полноценно рассказать обо всех тонкостях тьюторства очень сложно. Поэтому в дальнейшем выясним, «что это такое и с чем его едят».

В переводе с английского tutor — наставник, то есть своего рода педагогическая должность с рядом особенностей. Зародилось понятие в 14 веке в Оксфорде и Кембридже. В тот период времени была свобода в изучении предметов и в выборе преподавателей, то есть он сам выбирал, что слушать и кого. Университет выдвигал требования на экзамене. Путь достижения необходимых знаний помогал выбирать как раз-таки тьютор, создавая индивидуальную программу обучения для студента. В 17 веке значение «студенческих наставников» возрастало, и большее значение приобретали именно образовательные функции. Но, в целом, целью тьютора являлось не только помочь в изучении какого-либо предмета, но и привить любовь к знаниям путём индивидуального подхода к каждой личности. В последствии тьюторство официально стало частью английской университетской системы, при этом лекционная служила дополнением к ней.

В настоящее время в Англии по сей день популярны наставники. Немного различаются позиции, занимаемые ими. Так, в университете Ридинга тьютор — член преподавательского состава. Он прикрепляется к каждому студенту и несет ряд обязательств: встречаться со студентами для развития личных качеств и в учебных целях, помогать с адаптацией и давать советы. В университете Ньюкасла «студенческий наставник» должен также помогать в разных направлениях, узнавать о студентах при непосредственном общении и в информации от других людей из вуза, отстаивать своих подопечных в отношении университета или других организаций. То есть тьюторство имеет характер поддержки и опеки. И это не весь список вузов, в которых система очень развита.

Если говорить о России, то несмотря на отсутствие такой отдельной фигуры, как тьютор, нельзя сказать, что ценности индивидуально ориентированной педагогики в истории не представлены. Такое наставничество присутствовало среди домашних учителей в виде индивидуального подхода к ученику. Можно привести несколько примеров. Традиция монастырских наставников – старцев и старчества на Руси, которую описал Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» (духовные поиски Алеши Карамазова и наставничества старца Зосимы). Затем гувернеры в аристократических семьях, к примеру, В.А. Жуковский в воспитании наследника престола Романовых — Александра Николаевича. Затем в 1813 г. Министерством просвещения России был издан циркуляр «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах». Они присутствовали на занятиях, помогали с уроками и т.д. А в 1835 г. вводится новая должность – «классный надзиратель».

В русскую педагогическую практику слово тьютор (тутор) было введено англофилом М.Н. Катковым. А как самостоятельное педагогическое движение, тьюторство было развернуто и стало оформляться в конце 1980-х гг. во время реформирования всей системы отечественного образования.

В настоящее время существует тьюторская ассоциация, которой более 10 лет. Учебных заведений для обучения такого рода людей пока что нет, есть лишь центры по подготовке. Эта должность не обязательна в учебных заведениях и даже если существует, в основном это или учителя, или добровольцы.

Что делает тьютор в нашем вузе? Думаю, впоследствии должность приблизится к ее первооснове. На сегодняшний день «студенческий наставник» — человек, помогающий первокурсникам всем, чем может: отвечает на интересующие вопросы, контролирует их учебный процесс насколько это

возможно и является связующим звеном с деканатом. Это очень хорошее нововведение, которое дает положительные результаты. Мы справимся с поставленными задачами и сделаем наш университет ещё лучше!

Автор: Маликова Анна