Воронежский государственный аграрный университет имени
императора Петра I — один из крупнейших
и старейших аграрных вузов страны. В
минувшем году университету исполнилось завидных
103 года. За свою эпоху он успел подарить Центральному Черноземью плеяду блестящих научных
деятелей и работников высшего класса в самых разных областях агробизнеса.
Сегодня здесь трудится огромное количество докторов наук и профессоров с
большой буквы. С июня 2015 года Воронежский государственный
аграрный университет имени императора Петра I возглавил Бухтояров Николай
Иванович. О том, какой отрезок намеченного пути пройден за этот срок, какие
перемены и тенденции ждут нас вскоре, – наш разговор с ректором ВГАУ.
— С каким настроением
смотрит университет в будущее?
Я смотрю в будущее с
оптимизмом. Наверное, и вы. Судя по вашим улыбкам, всё у вас хорошо. А
поскольку вы — представители славной вековой династии студентов — будем ориентироваться
на ваше настроение. Если у студентов всё
хорошо, то и в вузе должно быть всё хорошо. По-другому в принципе быть и не
может, поскольку, каждый новый год сулит надежды, вселяет веру в свои силы, в силы партнёров, наших
руководителей. Будем надеяться, что в новый учебный год мы вступили с хорошим настроением.
И самое главное, с таким настроением его
и проведём. А хорошее настроение может
быть тогда, когда есть успехи у студентов, преподавателей, и вуз успешно развивается.
— Какие шаги Вы
намерены предпринять как новый ректор?
В своих жизненных
принципах я использую эволюционный подход. То есть, никаких рывков, никаких
скачков в своих действиях. Самое главное-преемственность. Всё, что было
хорошего в плане образования, научной деятельности, развития хозяйственного
комплекса, инфраструктуры, взаимоотношений с партнёрами, органами власти,
постараемся сохранить. А от того, что
мешало работать, избавимся. Таких моментов у нас немного, на самом деле. Тем не
менее, по результатам внешнего и
внутреннего аудита есть основания и материалы для улучшения работы. На этом и будем акцентировать своё внимание.
— Затронут ли перемены
научную сферу?
Рейтинговые оценки преподавателей и система мониторинга
эффективности вузов России показали, что наука выходит на первый план. Да, мы —
образовательное учреждение, и ответственность за эту сферу с нас никто не
снимал. Но, что касается науки, то без нее вуз работать не может. Как говорил
один из проректоров по науке, Шишкин Александр Фёдорович: «Без науки вуз
превращается в ПТУ». Будем обязательно предпринимать определённые шаги и по укреплению
материальной базы лабораторий, по открытию новых направлений деятельности,
сохранению тех наработок по продвижению и закреплению результатов деятельности
научных структурных подразделений в производство, которые у нас уже есть. Для
этого сейчас открыли центр ландшафтного земледелия. Будем создавать новую, только
что смонтированную линию, а на её базе лабораторию по производству плодов,
центр первичного семеноводства.
— В работе ВГАУ теория
неотделима от практики. С какими сложностями приходится сталкиваться в плане
практикования студентов?
Не так давно прошло совещание ректоров аграрных вузов страны
на базе Ставропольского агроуниверситета. Там затрагивался и обсуждался
важнейший вопрос производственного обучения студентов. Не случайно стандарты «третьего
поколения» и «третьего + поколения» уделяют важнейшее внимание
производственному обучению и формированию компетенции профессиональных данных
студентов. Это означает, что мы должны заключать договоры и поддерживать
партнёрские отношения со многими предприятиями — партнерами хозяйственной и
финансовой сферы, АПК переработки, органов управления, по всем направлениям, по
которым мы реализуем образовательные
программы. Поскольку не всегда
работодатели с пониманием относятся к этой проблеме, возникает ряд вопросов,
которые мы стараемся решать позитивно. И
на сегодня ни по одному направлению, по которому мы готовим студентов,
специалистов, бакалавров нет непонимания
с нашими партнёрами от производства. Все направления у нас закрыты
действующими договорами. Кроме того, нами активно создаются базовые кафедры и
их филиалы на производствах. Данное направление не является для нас проблемой, но требует постоянного внимания,
обновления договорных отношений, разъяснительной работы с работодателями.
— А уделяется ли
достаточное внимание развитию международных связей?
Что касается
международных связей, то изменившаяся геополитическая обстановка
несколько изменила вектор направленности нашей работы в сторону поиска новых
партнёров. На сегодня нам интересны в большей степени страны Азиатского
региона, юго-восточной Азии, Ближнего
востока, Восточной Европы, СНГ. Вместе с
тем мы теряем партнёрские, уже наработанные отношения с ведущими аграрными вузами и научными учреждениями
стран Европы: Германии,
Чехии, Венгрии и других. Поскольку тот опыт, который был накоплен за многие
годы сотрудничества, нельзя обесценить, мы
переносим его на новые площадки. Достаточно устойчивые отношения складываются с
несколькими центрами аграрного образования Китая. Есть совместные международные
проекты, которые реализуются, в том числе и на территории воронежской области.
Для них мы являемся стратегическими партнёрами, и крайне им интересны.
— Такой философский
вопрос: зачем вообще, на Ваш взгляд, нужны университеты?
Университет — это многообразное комплексное явление, которое
помимо прямой задачи подготовки кадров (в данном случае для системы АПК в
первую очередь), реализует весомую
социальную функцию. Для многих ребят из сельской местности переезд в город
— это встреча с историей, традициями и
многовековой культурой. Всем этим требованиям и мы должны отвечать. Все наши
мероприятия мы стараемся проводить не только для наших студентов, гостей и
сотрудников, но и для всех жителей района. Территориально мы находимся практически
в центре города, а значит, в центре всех событий, которые общественно и
культурно значимы для района, города и области.
Например, без нашего участия не обходится ни одно празднование Дня
города, Масленицы… Университет должен быть таким социальным и культурным
центром. Он является и центром науки, аграрной в нашем случае. Новый учебный
корпус, который будет введён в строй по плану в 2016 году, как раз будет
служить материальной и территориальной
опорой для формирования научных центров, в
чью деятельность обязательно будут вовлечены другие вузы города Воронежа,
которые работают по данной тематике, наши партнёры из других регионов. Вот
такое многогранное и широкое в моём
понимании явление представляет университет.
— В какой форме сегодня
находится российское образование?
Оно находится в повышенном тонусе. В последнее время был
принят целый массив нормативных актов в сфере высшего образования, и это хорошо, поскольку реформы предполагают отказ от рутинных явлений, которые мешают
движению вперед. Вместе с тем хотелось бы, чтобы любые преобразования сопровождались отсутствием каких-либо побочных
явлений. Необходимо сохранить всё лучшее, что было накоплено за
годы и века российского образования, которое было всегда в авангарде мирового
образования, и это признано не только нами, а на мировом уровне.
— А как вы относитесь к
созданию опорных вузов?
Я государственный чиновник, поэтому, отношение моё должно
быть достаточно однозначным: надо,
значит, надо. Сама по себе идея формирования опорных вузов несколько запоздала.
Этот процесс нужно было запускать значительно раньше. Формирование опорных
вузов должно быть на базе успешного продвинутого вуза. Наш ВУЗ входит в систему аграрных вузов министерства
сельского хозяйства, а наши ближайшие партнеры, которые могли бы стать нашими
союзниками в деле формирования опорного ВУЗа, относятся к министерству
образования. Вот эта межведомственная разобщённость, я надеюсь, будет
преодолена в наших интересах, так как мы вполне можем стать «опорой» для
нескольких ВУЗов.
— Одной из актуальных
проблем сегодняшнего времени стало трудоустройство молодых специалистов. В связи с этим,
интересно было бы узнать, куда идут наши
выпускники?
Мне приходится бывать
в других регионах, других организациях, и редкий случай, когда бы я не встретил
там наших выпускников и специалистов. Наши выпускники востребованы во всех
сферах и всех направлениях деятельности. Студенты, которые хотят учиться и учатся не за страх, а
за совесть, нигде не пропадут. Традиционно
сложилось так, что 60% обучающихся
студентов — это жители Воронежской области, чуть более 30%-жители Липецкой
области, и все руководители управленческих и хозяйствующих структур АПК этих
областей- наши выпускники. Приятно наблюдать за их карьерой и их ростом. Даже
перестановки в структурах руководящих органов в последнее время говорят о том,
что наши студенты находятся на гребне востребованности. Не так давно наш
выпускник, Логвинов Виктор Иванович, стал заместителем губернатора Воронежской
области, Квасов Александр Юрьевич — руководителем департамента аграрной
политики. И я мог бы продолжать это ряд. Это говорит о том, что наши усилия в
подготовке специалистов имеют осязаемые плоды.
— Наш университет
обладает огромной территорией, выглядит современным и ухоженным, можно сказать
добротно европейским. Как это удаётся?
Ни один воронежский вуз не может похвастаться такой
территорией и инфраструктурой. У нас сотни гектаров земельных угодий, десятки
объектов недвижимости, счёт общежитий приближается к десятку. Действительно,
хозяйство громадное, хлопотное, требующее постоянных усилий, внимания. Наши
возможности немного отстают от тех потребностей, которые необходимы для
содержания этого хозяйства в надлежащем виде и в рабочем состоянии. Вместе с
тем мы стараемся, и наши старания не
проходят даром. По ряду направлений нам необходимо подтянуть материальную базу
до необходимого уровня. Что касается хозяйственной части, мы наметили план мероприятий по ремонту, по вовлечению неиспользуемых
площадей в образовательный процесс, научную деятельность. На заседаниях учёного
совета активно обсуждаются вопросы обновления лаборатории массовых анализов, создания
новых лабораторий, которые будут покрывать потребность наших молодых учёных ,
аспирантов, студентов, производства. Мы знаем, что любое оборудование: учебное,
лабораторное, научное, имеет, как
правило, свой определенный срок востребованности. Появляются новые технологии,
новые средства измерения, фиксации и так далее. Всё это нужно отслеживать, и
соответствовать современным требованиям. Вместе с тем на одном из последних
совещаний ректоров ассоциации аграрных вузов центрального федерального округа принято
решение о формировании так называемого сетевого обучения. Эта форма
предусмотрена законом «Об образовании РФ». И речь идёт о том, что при создании
этой системы студенты могут обучаться сразу
в нескольких вузах: один семестр
в одном вузе, второй в другом, и так далее. Делается это для того, чтобы
студент максимально на современном оборудовании с применением современных
передовых технологий мог пройти процесс обучения. В каком-то вузе лучше
настроена работа с лабораторным оборудованием в области биологии, там студент проходит тот цикл дисциплин,
которые закрывает эта лаборатория. В другом вузе существует хорошая
информационная библиотечная база с выходом в медийное пространство,
соответственно, там изучаются дисциплины
с применением данных технологий. Такой метод обучения избавит вузы от
приобретения избыточного оборудования,
которое будет использоваться минимально, не в той степени нагрузки, на которую она рассчитана
— Николай Иванович, Вы
успешный человек. Поделитесь опытом с
подрастающим поколением, как этого достигнуть?
В моём понимании, успех-это когда внешняя оценка потенциала,
ресурсов того или иного человека вместе с тем, что он достиг, сопоставляется с
внутренней оценкой самого фигуранта, но чуть превосходит её. Как только
самооценка будет превышать оценку окружающих,
то тогда это будет уже зазнайство. Что касается формулы успеха, то я думаю, что каждый для себя сам её выводит. Если вы считаете меня успешным
человеком, то этому способствовало добротное семейное воспитание, хорошие
учителя и наставники. Я всегда с волнением и благодарностью вспоминаю своих
преподавателей энергетического техникума, где я учился, моих командиров, под
началом которых я служил срочную службу, преподавателей юридического факультета
ВГУ, моих коллег по аграрному университету, с которыми мне приходится работать.
Все отдают частичку своей души, знаний, умения и опыта. Умение всё это сконцентрировать
и взять самое лучшее даёт тот эффект, который вы называете успехом.
— Если обратиться к
истокам, то кем Вы вообще хотели стать в детстве?
Всегда хотел стать моряком. Я им и был три года, когда
призвали на срочную службу, но не остался, может — к сожалению. Опыт это уникальный
с точки зрения становления как мужчины, как личности, умения находить общий
язык в сложнейших ситуациях в условиях физических и эмоциональных нагрузок. Школа
жизни — настоящая.
-А как Вы пришли в
науку, в преподавание?
Показалось на каком-то этапе, что могу преподавать, давать
те знания, которыми сам обладаю. Юридический
факультет ВТУ образца 80-х лет прошлого века, который я закончил, действительно стал хорошей «школой»,
и поскольку учился я, совмещая работу с учёбой, то было стыдно
делать это плохо. В 1996 году судьба
привела меня в аграрный университет. С тех пор я здесь. Надеюсь, что не занимаю
чужое место и стараюсь соответствовать тем высоким критериям, которое предъявляет высшее учебное заведение к своим
сотрудникам. Нравится работать со студентами. Для меня нет любимчиков, но я всегда отмечаю
ребят, которые стремятся к знаниям, стремятся
реализовать свой потенциал и те возможности, которые предоставляет вуз.
На самом деле, трудно найти желаемую
сферу деятельности студентов, на которую не откликнулся наш университет: наука,
спорт, творчество и так далее. Поэтому,
все ребята, которые хотят чем-то заниматься с пользой для себя, обязательно
найдут сферу применения своим наклонностям, способностям, талантам. Во многом
наш педагогический коллектив, обслуживающий персонал тоже является достаточно
уникальными, их отличает человечность, индивидуальный подход, стремление пойти
навстречу студентам в решении бытовых проблем.
Это одна из таких изюминок и одно из конкурентных преимуществ нашего вуза. Когда на встрече с абитуриентами, выпускниками школ мы говорим, что у нас
есть кураторы, которые, по сути, играют роль классных руководителей, многие
родители не верят. В других вузах ничего похожего нет. Это один из мотивов,
который обусловил мой профессиональный
выбор.
— Чем Вы занимаетесь в
свободное время?
Стараюсь выкраивать свободное время, потому что любой
человек должен отдыхать. Стремлюсь и своих подчиненных не привлекать к работе в
выходные дни, но не всегда это получается,
к сожалению. Если выкраивается свободное время, и нет особо важных
домашних дел, пытаюсь вырваться на рыбалку. Я всесезонный рыбак: и летний, и зимний. Когда я нахожусь дома, то любимое
занятие — это сад. Выращиваю десятки сортов винограда: ухаживаю за ними, разговариваю с ними, ведь это
живые организмы, которые требуют внимание и ухода, тепла и человеческого терпения
в повышенных дозах. Люблю мастерить. Мои дед и отец — потомственные плотники,
они то и привили мне эту любовь к работе
по дереву.
— Каково Ваше отношение к творчеству студентов?
Относиться к этому
можно только с восторгом, искренним уважением к тому, что они делают. Одно дело
смотреть на тот или иной творческий коллектив, на солиста, когда он стоит на
сцене в накрахмаленной рубашке, с красивой бабочкой, и другое дело знать, что
за этим стоит. До того, как выйти на сцену в накрахмаленной рубашке, нужно
сменить не одну тельняшку, не одну футболку, а десяток, которые «истлевают» на
нём за месяцы и годы репетиций. Очень сложно заставить себя иногда через «не
хочу», иногда место того, чтобы посидеть в парке и отдохнуть, репетировать на сцене и разучивать новые
номера. Я исхожу из таких позиций: преодоление внутреннего желания полежать на диване и постоянные репетиции,
постановки новых номеров, труд во благо зрителя-это действительно выработка
характера, силы воли, формирования
внутреннего хорошего стержня, упорства которые действительно пригодятся в
жизни. Поэтому, к ребятам, которые занимаются
творчеством, отношусь хорошо, и если не с благоговением, то с самым максимальным
и искренним уважением. Каких успехов от них жду? Самых высоких. Мы привыкли
к тому, что все наши творческие
коллективы не просто рядовые участники какого-то конкурса, фестиваля и так далее. Отправляя и
напутствуя наших ребят, мы желаем им победы, и они нас редко разочаровывают.
— Что бы Вы хотели
пожелать студентам в новом учебном семестре?
Успехов, здоровья и благополучия. Чтоб те возможности, которые предоставляет
ВУЗ, они использовали в полной мере.
Хотел бы напомнить всем студентам, что другого такого отрезка жизни у вас не
будет: более счастливого, более «беззаботного», когда вы в расцвете своих творческих сил и физических
возможностей. Вы учитесь, а вам ещё за
это и деньги платят. Дальше, где бы вы не учились, будете за это сами платить. Так проживите этот
счастливый участок жизни настолько эффективно, насколько позволяет вам ваша
энергия и чуть-чуть ещё лучше!
Спасибо Николаю Ивановичу за очень насыщенную и интересную
беседу! Желаем ему успешной и
плодотворной работы, исполнения намеченных планов и высоких достижений!