13 ноября 2017, 22:56
471

Встречая жителей северных городов, ты ощущаешь непонятное чувство тепла, общаясь с ними. Кажется, что люди, живущие там, пытаются друг друга согреть словами. Они не выражаются бесконечными потоками благодарственных или льстивых фраз, а совсем иначе — просты и легки. Будто бы этот человек знает, что слова — это не только звуковая информация, поступающая тебе в голову, но и фундамент для укрепления души.

Лишь так я могу описать встречу и концерт Марины Кацубы, прошедший 22 сентября в Петровском пассаже. Уже в зале, когда зрители наблюдали видео, где поэтесса гуляет по городу, из-за кулис показалась она, Настя Гушнарова — её аранжировка. Каждое прочитанное стихотворение и спетая песня заполняли зал эмоциями исполнительницы. И нельзя не отметить её очень милую и искрению реакцию на аплодисменты, будто бы маленькая девочка, стоящая первый раз на сцене, благодарила нас за то, что мы пришли к ней.

На протяжении всего выступления она смеялась, шутила, было видно, что чувства её переполняли. И это неудивительно, ведь каждая строчка, что сочиняет поэт, связана с определённым моментом жизни, пропитана болью или радостью. Удержать свои эмоции, читая их, просто нельзя. После выступления нашей редакции всё-таки удалось поговорить с Мариной Кацубой, несмотря на то, что она была голодная и уставшая, за это ей огромное спасибо.

1. Как в твой тур попал город Воронеж?

Когда я начала составлять свой тур, Дима «Птицами» посоветовал мне поехать в Воронеж, так как здесь очень крутые зрители и хорошие люди. У меня было много вопросов, конечно. Почему именно этот город? Никто из Воронежа мне не писал, и максимум, что я знала — «Сектор газа» отсюда, и всё. Но Дима настоял и дал контакты этой прекрасной площадки. Я много за что могу поблагодарить его в своей жизни, но за это отдельное спасибо.

2. Следующий вопрос от главного редактора, который тебе задавали много раз на интервью. Ты участвовала на рэп-площадке «Versus», планируется ли ещё участие в проекте, и для чего вообще участвовала там?

Ещё тогда, когда организовывался «Versus» и был на уровне идеи, подбиралась площадка для него, я общалась с ребятами. И в межсезонье они искали альтернативные места, хотели сделать смежный формат, чтобы привлечь другую публику. Происходило это на крыше лофт проекта «Этажи» в Санкт–Петербурге. И возникли идеи с моим участием, диалог в стиле «Ой, да ты не сможешь». Но со мной так нельзя начинать диалог, потому что заканчивается он в мою пользу.

3. Ты проехала уже шесть городов, в каком из них выступление было лучше или хуже по твоему мнению?

Везде есть свои плюсы. Например, в Екатеринбурге было больше всего друзей моих. В Вологде были самые классные организаторы, несмотря на их маленький город, они очень инициативные, невероятно тепло и нежно встретили, провели нам экскурсию и произвели на меня неизгладимое впечатление. Я просто уезжала от них и плакала. В городе Казань мы выступали в баре «Соль», и это самая удачная площадка по атмосфере. Я посоветовала людям сесть или встать ближе, но они разместились прямо на пол перед сценой, встали доброй волшебной стеной, о которую мне было очень легко ударяться своими словами и получать ответную реакцию. В Саратове ребята у меня взяли самое содержательное интервью, не помню, к сожалению, издания, но они заставили меня подумать, поискать в своей голове важные ответы на какие-то вопросы не тривиальные, не уходящие за рамки стандартной беседы. В принципе, в Саратове думающие люди.

Когда моя визажистка рассказала про нескольких новых поэтов и принесла ещё сборник почитать, у меня открылся рот. Она сказала: «Закрой его, мы его красим». Сегодня был хороший концерт по двум причинам. Первая — инструмент, доставшийся Анастасии, ведь между электронным и живым пианино есть та разница, тот объём и качество звучания, а также отличная работа звукорежиссёра. И второе — как и обещал Дима «Птицами» — очень тёплый и слушающий зритель. Не для «красного словца», мне очень приятно.

4. Как ты познакомилась с Димой «Птицами»?

На фестивале «Вконтакте» прошлым летом. Там было очень шумно, литературная площадка была в странном месте, сопряжена с другими, было тяжело работать. Причём мы до этого списывались в интернете, но очень мало, как и с другими поэтами. Но пока я не услышала Диму вживую, относилась с долей нездорового ленинградского снобизма к нему. Мне очень нравились его тексты в письменном виде, а прочтение мне казалось достаточно мягким и однообразным. Переворотом стал момент, когда он использовал для одного из стихотворения минус (Шуры Кузнецовой — Хочу гореть, как в 63) под мелодию «Молчи и обнимай меня крепче», и вот с этого текста меня зацепило, и я начала закручиваться в его историю. На фестивале я спросила, где он живёт, он сказал, что у друзей в Ломоносове, я ему ответила, что это не очень хороший вариант и отдала ключи от квартиры, пока ездила по делам. Позвонила своей соседке — учителю информатики и математики, сказала: «Слушай, у нас поживёт поэт, на кухне ведь большой диван». Она спросила: «Он хороший поэт?». «Думаю, да» — ответила я. «Тогда пусть поживёт, а у него есть ключи? Есть, что покушать?». Вот так мы его забрали к себе и больше никуда не отпускали. Так все делают в Петербурге. Даже сегодня встретилась с воронежским дизайнером, через 3 секунды, когда я на неё посмотрела, поняла, что заберу с собой. В конце встречи она подарила мне платье, которое я не могла принять. Но она сказала: «Дорогая, я не могу позволить, чтобы ты сняла с себя это платье, понимаешь?».

-Конечно, понимаю, переезжай в Петербург!

5. Когда у тебя ничего не получается, и всё валится из рук, как с этим справляешься?

У меня есть сборник, написанный в 2002-2007 годах, называется «Благодарность Ричарду Бротигану». Это «белые стихи», находящиеся посередине между самим Бротиганом и образной японской эстетикой. Его ненавидят все рэперы. В принципе, их большая часть не принимает моё творчество из-за отсутствия сюжетности и присутствия импрессионизма. Эмоции в чистом виде зафиксированы. Мы ведём на эту тему долгие душевные беседы с Ваней Noize MC, c Димой Sсhokk, с Мироном даже когда-то вели в 2012 году. И вот, в том сборнике «белых стихов» нет рифмы, нет истории. Чистые эмоции. Я, честно, обожаю его, и всё планирую издать, но никак не соберусь. И там есть стихотворение, называется «Про творческих личностей»:

Утренняя я могу

или вечерняя,

глупо, фу.

Или наоборот,

ну наверняка,

Есть какие-нибудь закономерности.

Эти стихи я написала в 2003 году, к этому добавить уже как 15 лет совершенно нечего. Никакой психологической стабильности не имею. Не встречала ещё одаренных или творящих людей с психологической стабильностью. В определённом смысле, это взаимоисключающие моменты. У Вани Нойза и его жены есть замечательная фраза: «Котелок не вари».

6. Назови, пожалуйста, книги, которые тебе нравятся.

1. Роман Курта Воннегута «Завтрак чемпиона»;

2. Роман, Курт Воннегут. «Колыбель для кошки»;

3. Все книги Ричарда Бротигана;

4. Книги Набокова (до эмиграции);

5. Поэзия Чарльза Буковски.

Самое значительное в творчестве Буковски — текст «Синяя Птица».

Господи, если бы я это написала, я бы вообще с вами не разговаривала.

6. Книги Достоевского.

Это разговор часов на 12, я читаю его циклами. В том смысле, что я первый раз его прочитала под запретом, втихаря с фонариком, который периодически отбирали родители классе в 6-7. Но я раз в 5 лет это всё перечитываю, потому что на каждом этапе жизни можно и нужно из книг Достоевского черпать новые знания. Более тонкого психолога в мире нет, чем Фёдор Михайлович.

Надо слушать души людей.

7. Что для тебя значит «хороший человек»?

Хороший человек — это тот, кто обнаружил в себе душу и слушает её. Даже если его действия будут не очень хорошими, главное, чтобы он прислушивался к себе. Все несчастья вселенной человеческой, пока наш дух заключён в наши тела, растут из внутренних страхов и неприятия себя. Если бы каждый человек чувствовал свой энергетический центр, от верхнего до самого нижнего, понимал, где его душа хочет находиться, куда двигаться, что она просит, зачем она здесь находится, и в чем его путь. И не обременял бы себя страхами, а от этих страхов ограничениями, серостью, у нас бы вообще не было никаких проблем.

8. Где ты училась?

Я училась в университете растительных полимеров на эколога. А потом в высшей школе экономики на менеджера экономики. Так же я поступала в академию культуры в Санкт-Петербурге, его сокращенно называют «КУЛЁК» небезызвестный, на факультет режиссуры и актерского мастерства. Но я не пошла туда учиться, так как у меня никогда не было большой финансовой поддержки в жизни. Мои родители хорошие ленинградские люди, мама — учительница, сестра — доктор, и папа — военный офицер. Папа закончил Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского с красным диплом, потом работал инженером. И я начала работать в 16 лет в различных газетах, поэтому у меня не было такой возможности, так как постоянно работала.

9. Ты сейчас работаешь или всё своё время посвящаешь творчеству?

Передо мной невыполнимая задача, я должна успеть и то, и это.

10. Поэты нашего времени, которые произвели на тебя впечатление.

1.Вера Полозкова;

2.Женя Соя;

3.Андрей Гоголев;

4.Егор Сергеев;

5.Татьяна Репина;

6.Дима Кузнецов (Хаски).

Его тексты невероятно крутые. Я не так сильно разбираюсь в битах, аранжировках. Моя сильная сторона — видео и только чувство текста. Когда послушала песню «Детка Голливуд», я поняла, что для меня тяжеловато звучание, но что-то заставляет меня взять и открыть текст этого трека. И когда я прочитала это всё:

Её темечко — ежевика,

Её шея как молоко

Моя девочка ищет выход в окно.

И тут поняла, что это то, что я ищу, это фиксация объёма образа и чувственности. Хочу его отметить, как выдающегося современного поэта.

11. В одном из журналов тебя назвали «королевой поэтов и стихов», ты считаешь себя таковой?

Не знаю, что там говорилось. С 2006-2009 в Петербурге существовал проект «Битва поэтов». В нём прошло 7 сезонов, в последнем я стала победителем, как и в «Versus», там была первой девушкой, которая одержала победу. И Андрей Некрасов, хороший петербуржский автор, передал мне корону. Было достаточно много деструктивного фид-бека, как и на «Versuse», но более камерного и субкультурного. Меня поддержало жюри, нам очень хорошо помогал с проектом режиссер Александр Сокуров. Передача с моей победой получила премию «ТЕФИ», и тут самое смешное, как самая лучшая развлекательная передача.

12. Фильмы, которые произвели на тебя впечатление?

1. Ким Ки Дук, «Пустой дом»;

2. Соловьев В.А. «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»;

3. «Весь ранний», Вуди Ален.

13.Представь, у тебя есть возможность вернуться в прошлое на 10 лет назад такой, какая ты есть, чтобы ты себе сказала?

Детка, учись петь, выучи английский, хорошего дня!

14. Когда ты начала писать стихи?

Первые мои стихи были написаны в 4 года. У меня очень творческая семья, моя мама занималась со мной письмом, чтением, она же учитель. Папа, несмотря на то, что он военный, сам писал в юности, у него даже была группа музыкальная. Он занимался с нами играми в рифму, и уже в 3 года я могла придумать рифму на любое слово. Всё-таки объём знаний благодатный ленинградский сказался на том, что это рано началось. Но я думаю, что даже, если бы этого не было, то что-нибудь другое началось бы. Как я уже

говорила, надо слушать себя, свою душу, и вообще никаких людей. Надо слушать души людей, а не то, что они говорят вслух. Надо слушать энергию, что они хотят, где они хотят находиться. Не слушать, как они ругаются, а слушать, почему они ругаются. Не слушать, что они поют, а слушать, как они поют. Не читать, что они пишут, а вычитывать, почему они пишут.

После такой беседы нам очень долго не хотелось отпускать Марину, но, к сожалению, близился час закрытия, а ей ещё надо было поужинать. Мы пожелали ей всего наилучшего и скорейшего возвращения в Воронеж, чтобы ещё порадовать нас своим вечером, наполненным уютом и замечательными стихами.

Автор: Смоляков Роман