Ежедневно мы сталкиваемся с огромным количеством людей. Слушаем или говорим, получаем информацию или же доносим её сами. Вроде бы все в равных условиях, но почему-то одних ждёт внимание окружающих, любовь и уважение, в то время как другие об этом только мечтают. Существует множество книг, подсказывающих нам то, как завести новые знакомства, стать более открытым или даже душой компании. Чтобы разобраться в этой теме, мы пойдем от обратного — опровергнем популярные мифы о взаимодействии людей, а после выделим важные правила грамотного общения.
Миф 1. Все люди думают одинаково.
Часто происходит так: говоришь одно, а понимают тебя по-другому. И ты задаешься немым вопросом: что сказано не так? Причиной этого является то, что у каждого человека своё понимание мира. Так, например, руководитель, говоря подчиненному, что его отчёт представляется “адекватным”, может иметь в виду, что он полон и отвечает цели. Однако работник понимает это же слово по-другому: отчёт зауряден и требует значительного улучшения. А всё потому, что одна и та же фраза может быть воспринята по-разному.
Миф 2. Мы общаемся только с помощью слов.
Американский психолог Альберт Мейерабиан вывел формулу передачи информации при общении: 7 % с помощью слов (вербальное общение), 38 % занимают высота голоса, скорость, тембр и громкость, 55 % берут на себя жесты, мимика, дыхание и поза человека (невербальное общение). Отсюда можно сделать вывод, что слова — не самая весомая часть.
У каждого наверняка была такая ситуация: даришь подарок человеку и в ответ слышишь, что он безумно понравился, но голос и выражение лица именинника показывают совершенно другие эмоции. В этом случае его выдают невербальные знаки, которые контролируются на уровне подсознания, и во время разговора человеку сложно скрыть их.
Миф 3. “Умение нравиться другим людям — это природный дар, который или есть, или нет. Научиться этому невозможно”.
Часто люди делают ошибку, принимая это за истину. Просто представьте, что все вдруг начнут считать, что умение работать с программой Excel или водить машину некое недостигаемое знание, которое доступно только избранным. К счастью, это не так, ведь научиться можно всему, важно лишь только желание.
Теперь перейдём к правилам, показывающим, как расположить людей к себе. Знаменитый оратор Дейл Карнеги вывел наиболее эффективные:
1. Будьте чутким слушателем и проявляйте уважение к собеседнику. Не стоит настойчиво излагать свою точку зрения и аргументы в её пользу. Это лишь оттолкнёт человека. Важно быть заинтересованным в его проблемах.
2. Старайтесь смотреть на ситуацию с точки зрения собеседника. Спросите себя: «Что бы я чувствовал и что бы предпринял, окажись на его месте?».
3. Откажитесь от критики. Она ранит человека и заставляет искать оправдания, возбуждает в нём чувство обиды. Важно уметь корректно указывать на ошибки в работе, не затрагивая личность, и предоставлять варианты решения. «Ты бездарный работник» — неправильно. «Тут ты немного ошибся» — правильно.
4. Преподносите свои идеи ярко и наглядно. Ведь все мы с детства любим сказки, в которых красивые принцы боролись с драконами, чтобы завоевать сердце возлюбленной. Кому было бы интересно их читать, если бы они просто приходили за принцессами?
Чтобы наслаждаться жизнью, устраивать карьеру и результативно вести бизнес, необходимо ежедневно взаимодействовать с людьми. Наша задача делать это эффективно и грамотно. Эта статья лишь малая часть огромного раздела «Психологии общения». Читайте, совершенствуйтесь и развивайте коммуникативные навыки.
Автор: Анфимова Алина